Евфимий Зигабе́н [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин; греч. Ζιϒαβηνός или Ζυϒαδηνός, в рукописях встречаются Ζηϒαβηνός, Ζιϒαβινός, Ζυϒαβηνός, Ζηϒαμβρηνός и др.] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист. Е. З. (в миру Иоанн) жил в К-поле в эпоху последнего культурного расцвета Византии при Комнинах. Был родом из малоизвестной по источникам дер. Зигада (Ζύϒαδα) или Зигадон (Ζύϒαδον). Е. З. был монахом расположенного в К-поле мон-ря Богородицы Перивлепты. Он получил хорошее образование. Учителем Е. З. был Иоанн Итал. По предположению А. Папавасилиу, Е. З. знал древнеевр. язык и, возможно, арабский. При дворе визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) он в должности протасикрита занимался дипломатической перепиской императора. По свидетельству дочери имп. Алексея I Анны Комнины, Е. З. был знаком с высшим духовенством. Как пишет Анна, император был озабочен необходимостью опровергать богомильство и поручил Е. З. создание труда по обличению всех ересей и сам назвал книгу «Догматическая паноплия» (от πᾶν - все и ὅπλον - оружие). Е. З. принимал деятельное участие в разоблачении еретических взглядов главы богомилов мон. Василия. После царствования имп. Алексея I Комнина к.-л. данные о жизни Е. З. отсутствуют.
Обширнейшее произведение «Ϫοϒματικὴ πανοπλία» (Догматическая паноплия, или Догматическое всеоружие православной веры) сохранилось в 72 рукописях XII-XVIII вв. и с 1555 г. неоднократно издавалось. Как явствует из пролога, предварительная работа по отысканию соответствующих святоотеческих мест была проведена разными лицами, и лишь объединение собранных отрывков было поручено Е. З., а также проту мон-ря на горе Ганос Иоанну Фурну. Одним из главных методов аргументации, используемых Е. З., можно считать пространное цитирование творений отцов Церкви. В прологе вслед за хвалой имп. Алексею I помещены отрывки из сочинений святителей Григория Богослова и Григория Нисского против эпикурейцев. 1-я гл. содержит извлечения из «Большого огласительного слова» свт. Григория Нисского и «Точного изложения православной веры» прп. Иоанна Дамаскина. Эти сочинения, равно как «Ареопагитики», сочинения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла Александрийского и прп. Максима Исповедника, образуют основу для 2-й гл. «Догматической паноплии». Эти главы, как и 3-я, с выдержками из «Ареопагитик», из сочинений преподобных Иоанна Дамаскина и Максима Исповедника, посвящены Св. Троице. В 4-й гл., образуемой извлечениями из сочинений святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Дамаскина, речь идет о непознаваемости Бога, в 5-й, основанной на творениях того же Григория и «Ареопагитиках»,- об «именах Божиих». Предметом рассмотрения в 6-й гл. является сотворение видимого и невидимого миров, для чего используются цитаты из сочинений святителей Григория Богослова, Григория Нисского и прп. Максима Исповедника. Высказывания этих авторов, как и прп. Иоанна Дамаскина и др. отцов Церкви, служат для разъяснения догмата о воплощении Христа в 7-й гл. «Догматической паноплии». С 8-й гл., содержащей полемику с иудеями и основанной на творениях святителей Григория Нисского, Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина и Леонтия, еп. Неапольского, начинается опровержение различных учений. В 9-й гл. речь идет о Симоне Волхве, Маркионе и Мани, в связи с чем приводятся тексты святителей Василия Великого и Афанасия I Великого, Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Дамаскина. 10-ю гл. составляет отрывок из толкования на Евангелие от Иоанна, принадлежащего свт. Кириллу Александрийскому и направленного против еретика Савеллия. В 11-й гл. опровергаются арианство и евномианство (см. ст. Евномий, еп. Кизика) посредством выдержек из сочинений святителей Кирилла Александрийского, Афанасия Великого и Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Дамаскина. За исключением 2 последних, те же отцы Церкви являются авторами произведений, выдержки из к-рых собраны в направленной против пневматомахов (см. ст. Духоборчество) 12-й гл. 13-я гл. представляет собой переработанную заключительную часть «Изложенного в Константинополе синодика» мон. Иоанна Иерусалимского против учения об исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Не исключено, что эта переработка была выполнена Е. З. в связи с диспутом о Filioque между архиеп. Миланским Петром Гроссолано и греч. богословами в 1112 г. 13-я гл. «Догматической паноплии» сохранилась в ряде рукописей как отдельное сочинение под именем Е. З., но иногда - под именем патриарха Фотия (PG. 102. Col. 392-400). В направленной против учения Аполлинария 14-й гл. представлены тексты святителей Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и прп. Иоанна Дамаскина. Произведения свт. Кирилла Александрийского и прп. Иоанна Дамаскина цитируются и в 15-й гл., где речь идет о несторианах. Посвященную монофизитам 16-ю гл. образуют отрывки из творений свт. Афанасия Великого, преподобных Анастасия Синаита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, а также Леонтия Византийского. Сочинения прп. Иоанна Дамаскина и Леонтия Византийского используются в 17-й гл., в к-рой опровергается учение афтартодокетов (см. ст. Афтартодокетизм) Юлиана, еп. Галикарнасского, и Гайана, патриарха Александрийского; по их мнению, тело Христово было нетленно и неподвластно разрушению от самого зачатия. Отрывки из произведений святителей Афанасия Великого, Кирилла Александрийского и прп. Анастасия Синаита образуют 18-ю гл., направленную против теопасхитов (см. ст. Теопасхизм), учивших о страдании на кресте Самого Божества. 19-я гл. содержит выдержку из текста, принадлежащего свт. Василию Великому, и обращена против учения агноитов, считавших, что поскольку человечество Христа во всем подобно нашему, то Христос не знал того, что несвойственно знать человеку. В 20-й гл. опровергается 6 возводимых к Оригену мнений: о бестелесности 1-го человека до грехопадения, о предсуществовании души, о конечности адских мук, о возвращении демонов к Богу, о том, что тела умерших не воскреснут, а царству Христову наступит конец. В направленной против монофелитов (см. ст. Монофелитство) 21-й гл. объединены цитаты из произведений преподобных Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других отцов Церкви. Ересь иконоборцев (см. ст. Иконоборчество) опровергается в 22-й гл., состоящей из высказываний, почерпнутых в деяниях Вселенского VII Собора, в творениях патриархов Германа I К-польского и Никифора I К-польского и прп. Феодора Студита. 23-я гл. представляет собой «Послание против армян» к-польского мон. Евфимия Перивлептина (1-я пол. XI в.); в частности, в ней осуждается как иудейский обычай использование пресного хлеба в качестве евхаристической жертвы, Сам Христос утверждал необходимость квасного хлеба для Евхаристии (PG. 129. Col. 651-660; 130. Col. 1182). 24-я гл.- собрание направленных против павликиан отрывков из сочинений патриарха Фотия и Петра Сикелиота, Полемика с верившими в доброго и злого Богов павликианами продолжается и в 25-й гл. «О св. Крещении и таинстве Евхаристии», где представлены соответствующие тексты святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и прп. Иоанна Дамаскина. В 26-й гл. опровергается учение мессалиан, смешивавших три Лица Св. Троицы в одну ипостась. 2 заключительные главы «Догматической паноплии» направлены соответственно против богомилов и «сарацин» (мусульман), последние критикуются посредством сочинений прп. Иоанна Дамаскина, Никиты Византийского, Варфоломея Эдесского, Георгия Амартола. Труд завершается посланием патриарха Фотия св. равноап. кн. Борису (Михаилу) Болгарскому.
Принадлежащее Е. З. «Изложение ереси богомилов» (᾿Εκθέσεως τῆς αἱρέσεως τῶν Ποϒομήλων // Fisker G. Phoundagiagites. 1908. S. 87-111) сохранилось в 2 рукописях и представляет собой подробный пересказ учения этой секты. По всей видимости, сочинение писалось для К-польского Собора 1110-1112 гг. Позже оно было использовано Е. З. в работе над 27-й гл. «Догматической паноплии». Возможно, Е. З. также принадлежит «῎Ελεϒχος κα θρίαμβος τῆς βλασφήμου κα πολυειδοῦς αἰρέσεως τῶν ἀθέων Μασσαλιανῶν, κα τῶν Θουνδαιτῶν, κα Βοϒομίλων καλουμένων, κα Εὐχιτῶν, κα Ενθουσιαστῶν, κα Εϒκρατητῶν, κα Μαρκιωνιστῶν» (Обличение и сокрушение ереси мессалиан, фундаитов, называемых также богомилами, евхитов, энтусиастов, энкратитов и маркионитов - PG. 131. Col. 39-48). Это небольшое произведение представляет собой 14 провозглашенных на Соборе анафематствований богомилов.
Во множестве рукописей сохранилось толкование (ὑπόμνημα, ἐξήϒησις, ρμηνεία) Е. З. на псалмы (᾿Εξήϒησις εἰς τὸ ψαλτήριον // PG. 128. Col. 41-1325). Его вклад в экзегетику невелик. Однако комментарии, компилятивные по характеру, отличаются глубоким пониманием и представляют несомненную ценность как свод хорошо подобранных толкований св. отцов. Е. З. широко использовал сочинения святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, а также Астерия Амасийского, Дидима Слепца, Диодора Тарсийского, Евсевия Кесарийского, Исихия Иерусалимского, Феодорита Кирского, Феодора Мопсуестийского, прп. Исидора Пелусиота, прп. Максима Исповедника и Оригена. Комментарии Е. З. на псалмы послужили основой для уникальной миниатюры, изображающей 3-е помазание Давида (Ath. Laur. B. 25).
Меньшей известностью пользовалось толкование Е. З. на 4 Евангелия, основанное в первую очередь на гомилиях свт. Иоанна Златоуста, посвященных Евангелиям от Матфея и от Иоанна, на проповедях свт. Григория Богослова, на произведениях прп. Максима Исповедника, святителей Амфилохия Иконийского, Григория I Великого, Григория Нисского, Кирилла Александрийского, а также Иосифа Флавия и Оригена. Комментарии Е. З. на НЗ носят более самостоятельный характер, чем его комментарии на Псалтирь. В комментариях на Евангелия он пытался решить нек-рые экзегетические вопросы. Было ли 3 помазания Христа миром или 2? Где произошло отречение Петра: в доме Анны или Каиафы? Почему Христос сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28)? Во всех этих случаях комментарии содержат умозаключения Е. З. Апокалипсис Е. З. не включил в свой комментарий, очевидно сомневаясь в его подлинности.
Е. З. принадлежит толкование на 14 Посланий ап. Павла (Euthymii Zigabeni Commentarius in XIV epistolas Sancti Pauli et VII catholicas / Ed. Nicephorus Calogeras. Athenis, 1887. T. 1-2), также во многом построенное на гомилиях свт. Иоанна Златоуста. Автор использовал и сочинения святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Епифания Кипрского, Геннадия, архиеп. К-польского, патриарха Фотия, прп. Максима Исповедника, прп. Исидора Пелусиота, Феодорита Кирского, Икумения, еп. Триккского, Исократа и Гесиода.
В 35 рукописях сохранились толкования Е. З. на библейские песни (Τὸ ὑπόμνημα εἰς τὰς δέκα τῆς Παλαιᾶς κα τῆς Καινῆς Ϫιαθήκης ᾿Ωδάς, Comment. in omnes Psalmos e Graeco in Latinum conversi / Ed. R. D. Ph. Saulum. Lugduni, 1573. P. 384-407). При работе над этим произведением он обращался к трудам святителей Василия Великого, Кирилла Александрийского, а также Прокопия Газского и Феодорита Кирского.
Небольшое соч. «О том, когда Христос совершил законную пасху» (῾Οτι κατὰ τὴν μεϒάλην βδομάδα κα τὸ νομικὸν πάσχα ἐτέλεσεν ὁ Χριστὸς μετὰ τῶν μαθητῶν αὐτοῦ. См.: Euth. Zigab. In quat. Evang. 26 // PG. 129. Col. 657-664) является отрывком из толкования Е. З. на Евангелие от Матфея.
Не исключено, что Е. З. принадлежит Энкомий (Похвала) сщмч. Иерофею, еп. Афинскому. Вероятно, он же был автором и др. Энкомия - вмч. Феодору Стратилату.
Е. З. приписываются сочинения, ему не принадлежащие: «Изложение Никео-константинопольского символа», «Разговор монаха Евфимия с сарацином о вере» и «Моления Евфимия». Отдельные исследователи ранее также ошибочно приписывали Е. З. «Толкование на соборные послания» пресв. Андрея; «Энкомий на поклонение честному поясу Богородицы» мон. Евфимия; Монодию на смерть св. Евстафия, еп. Фессалоникийского, автор этой погребальной молитвы - Евфимий, еп. Нов. Патр; «Послание против армян» и «Послание против фундагиагитов», принадлежащие Евфимию Перивлептину.
По выражению Ж. Даррузеса, Е. З. был «великим компилятором по призванию» (DSAMDH. 4. Col. 1275). Е. З. сыграл большую роль в сохранении святоотеческой традиции, в борьбе с совр. ему ересями за чистоту Православия.